Система воспитательной работы Круглинского филиала имени Героя Советского Союза И.А. Хромова МБОУ Кочетовской СОШ

Воспитательная система Круглинского филиала разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом МБОУ Кочетовской СОШ. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для воспитательной системы стали педагогические идеи В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова.

Под воспитанием понимается целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеучебной деятельности.

Система воспитательной работы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

·  воспитательная работа в процессе обучения;

·  внеурочная деятельность;

·  внешкольная деятельность.

Система воспитательной работы нашей школы  рассматривает воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств во взаимодействии детей, педагогов, родителей, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения конкретных задач созидания Человека. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, на воспитание чувств. Растущего человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд. Система воспитательной работы  школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей.

Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в  рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:

-   корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

-   изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

-  ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как "человек", "красота", "добро", "истина", "культура", "труд", "Отечество", "мир", которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;

-  создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.

 

Цели воспитательной системы

Основная цель воспитательной системы школы - ориентация развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

 Таким образом, целями воспитательной системы являются: 

- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Воспитательные цели и достигнутые результаты детализированы на каждом  возрастном этапе:

1 этап. Воспитание в начальном звене.

На этом этапе должны быть сформированы:

-  основы культуры общения в коллективе,

-  трудолюбие,

-  понимание ценности личного здоровья,

-  осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,

-  уважение к Книге, Знаниям, Школе,

-  уважительное отношение к ценностям семьи,

-  первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.

2 этап. Воспитание в среднем звене (5-9 классы).

На этом этапе должны быть сформированы:

-  культура самовоспитания и общения в коллективе,

-  экологическая культура,

-  самоопределение к здоровому образу жизни,

-  потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,

-  профессиональная направленность,

-  умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,

-  чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.

3 этап. Воспитание и образование в старшем звене. (10-11 классы)

У выпускников школы должны быть сформированы:

-  нравственные нормы поведения,

-  теоретическое сознание

-  готовность к труду и профессиональной деятельности,

-  активная гражданская позиция,

-  позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,

-  положительная мотивация к здоровому образу жизни,

-  способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.

 

Задачи воспитательной системы

Для реализации поставленной цели определены основные задачи воспитательной работы:

1. Формирование патриотического и гражданского самосознания.

2.  Формирование условий  для  работы  школьного самоуправления.

3.  Развитие художественных способностей и эстетической культуры учащихся.

4.  Воспитание осознанного уважения к общественно-полезному труду, развитие трудолюбия.

5.  Совершенствование навыков культуры поведения и взаимоотношений учащихся в социуме.

6.  Формирование сознательного отношения учащихся к укреплению своего здоровья.

Для поэтапного достижения целей воспитательной системы необходимо поэтапное же решение следующих задач:

Задачи на 1 этапе:

1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

3. Формирование потребности в творческой деятельности,

4. Развитие художественно-эстетических способностей.

5. Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

 6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

 7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремления быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

8.  Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи на 2 этапе:

1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

2. Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.

3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических учений и навыков.

6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

Задачи на 3 этапе:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в сложных экономических условиях.

3.Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.

4. Дальнейшее физическое развитие личности.

5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

 Образ выпускника

Нравственный потенциал:

-  Осмысление целей и смысла жизни.

-  Усвоение ценностей: «Отечество»,  «Культура», «Творчество», «Любовь».

 -  Чувство гордости за свою Родину, принадлежность к своей нации.

- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих

людей, толерантность в их воспитании, проявление в отношениях с ними

доброты, честности, порядочности, вежливости.

- Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.

- Готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и

самореализации во взрослой жизни.

- Активность в общешкольных и классных делах, работа с младшими

школьниками.

 

Познавательный потенциал личности:

- Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться

в трудовую деятельность.

- Потребность в углубленном изучении избранной профессии,

самостоятельном добывании новых знаний.

 

Коммуникативный потенциал:

- Владение умениями и навыками культуры общения.   

- Способность корректировать в общении свою и чужую агрессию.

 - Поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисной

жизненной ситуации.

 

Художественный потенциал:

- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

 - Потребность в посещении театров, концертов, выставок.

- Стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой

деятельности, в отношениях с окружающими.

 

Физический потенциал:

- Стремление к физическому совершенству.

- Умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные

соревнования среди сверстников и младших школьников.

- Привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение

использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального

состояния.

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ

Сформулированная цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способной производить выбор деятельности, будь это учебная, художественная или трудовая, досуговая или научная.

Реализация воспитательного влияния основывается на следующих принципах:

1.    Школа – для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.

2.    Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность ученика.

3.    Высокая требовательность к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.

4.    Обучение и воспитание -  это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействие педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.

5.    Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.

6.    Ребенок не  все время находится под воздействие школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающим, воспитывающим.

7.    Главным «инструментом»    воспитателя является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

 Направления работы

 

  Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:

1. Учебно-познавательное

2. Дополнительное образование.

3. Трудовое воспитание

4. Гражданско-патриотическое  воспитание.

5. Спортивно-оздоровительное воспитание.

6. Учет детей, которые могут попасть в беду.

7. Правовое просвещение.

8.  Культурно-просветительское направление

9. Экологическое просвещение

10. Формирование основ для введения школьного самоуправления.

11. Нравственно-этическое воспитание.

12. Семья – опора воспитательной системы.

13. Профориентационная деятельность.


Профилактическая воспитательная работа

Дети в школу приходят разные и из разных семей. Мы не делим их на категории, школьные дела – они для всех. И все-таки есть ребята, требующие к себе более внимательного отношения. Основной работой в этом направлении мы считаем профилактическую, в основе которой лежит комплексный подход, единство воспитательных воздействий:

- Выделяем группу «риска» 

- Выясняем и изучаем причины  отклоняющегося  поведения, в том числе факторы, имеющие психологическую природу. Каждый педагог выявляет свой аспект трудновоспитуемости: классный руководитель – неблагоприятные условия жизни и личностные проблемы, учитель-предметник – уровень обученности, врач – особенности состояния здоровья и развития. Объединение усилий, совместное обсуждение на малых педагогических советах позволяют выработать обоснованную единую стратегию воспитания.

- Проводим индивидуальную и групповую работу, начиная с  младшего школьного возраста. При этом каждый  использует свои средства и реализует свои задачи: педагог задает систему общественных ценностей и нравственных идеалов, обеспечивает формирование соответствующих психологических механизмов по выбору правильных форм поведения трудного ребенка.

- Учитываем индивидуальные особенности. Опираемся на внеучебные интересы ребенка.

- Работаем с детским коллективом по созданию положительного общественного мнения, повышению статуса ребенка. Включаем его в различные классные и школьные дела.

 

Создание системы  воспитательной работы в школе  способствует воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего Отечества. Снижение числа

подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.

Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы.

 

                                         Ожидаемые результаты

  • Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
  • Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в  дополнительном образовании.
  • Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
  • Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
  • Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
  • Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

 Воспитательная система нашей школы не есть нечто законченное и застывшее. Она непрерывно развивается, перед коллективом возникают новые, более сложные задачи, которые необходимо будет решать.